Наталия Гуревская: причины слаборазвитой конкуренции - барьеры входа на рынки, антиконкурентные действия доминирующих хозяйствующих субъектов и местных властей

О состоянии конкурентной среды в регионе рассказала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Наталия Гуревская на заседании Экономического совета РК. Встреча состоялась 26 июня и была посвящена итогам реализации Программы по развитию конкуренции в республике на 2010-2012 гг.

По словам Н. Гуревской, в Российской Федерации с 2006 года последовательно совершенствуется законодательство о защите конкуренции. Россия занимает 19 место в ежегодном рейтинге антимонопольных ведомств мира, который характеризует развитость антимонопольного законодательства и эффективность его применения. В тоже время, по данным доклада Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2011-2012», наша страна по ключевому показателю, непосредственно отражающему состояние конкуренции - «интенсивность конкуренции на товарных рынках», занимает 124 место из 142. Причина невысокого места России - слабое развитие рыночной конкуренции. Республика Коми - не исключение.

Состояние конкуренции на исследованных антимонопольным управлением за три года товарных рынках (порядка 40 товарных рынков) руководитель Коми УФАС России назвала неудовлетворительным. На большинстве из них действуют доминирующие хозяйствующие субъекты, крайне мало новых игроков, низкая деловая активность бизнеса. Среди основных причин слаборазвитой конкуренции можно отметить стоимостные и инфраструктурные барьеры входа на рынки, антиконкурентное поведение доминирующих хозяйствующих субъектов. Так, например, антимонопольное ведомство видит следующие барьеры для появления новых компаний на рынке оптовой реализации автомобильного бензина и дизельного топлива: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости; ограниченная доступность финансовых ресурсов; транспортные ограничения; введение Технического регламента на автомобильные бензины и дизельное топливо; налогообложение, тарифное регулирование, страховые обязательства; препятствия в отведении земельных участков; наличие на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые имеют преимущества по сравнению с другими потенциальными участниками рынка и др.

Зачастую причиной низкой конкуренции становится деятельность местных властей, которые склонны к монополизации рынков, выдаче преференций отдельным бизнесменам, сговору с бизнесом.

«Количество заявлений и нарушений со стороны органов местного самоуправления с каждым годом растёт и это только так называемые официальные нарушения, то есть подтвержденные документально. Между тем в Коми УФАС России поступает и устная информация о давлении на бизнес со стороны муниципальных властей (например, на рынках жилищно-коммунального хозяйства, пассажирских перевозок автомобильным транспортом)», - отметила Н. Гуревская.