ФАС России усиливает контроль над ситуацией на рынке нефтепродуктов

В связи с нестабильной ситуацией на рынке нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба считает необходимым довести информацию о комплексе мер, реализуемых ведомством и направленных на нормализацию положения на данном рынке.

Дефицит бензина, наблюдавшийся во многих регионах в первом полугодии 2011 г., был обусловлен ростом потребления топлива в стране, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В настоящее время ведётся работа по отсрочке вступления в силу регламента при условии выполнения нефтяными компаниями ряда обязательств: модернизации НПЗ для перехода на выпуск более качественных видов нефтепродуктов; обеспечения достаточного производства высококачественного моторного топлива и предложения на внутренний рынок.

Практически на всех территориях России уровень конкуренции на розничном и оптовом рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) или их дочерними структурами. По мнению Федеральной антимонопольной службы, для стабилизации ситуации требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения ВИНК, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов. ФАС России разработала проекты федеральных законов, которые сейчас находятся в стадии согласования, - «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Последний призван не допустить покупки или строительства новых АЗС теми компаниями, доля которых на рынке уже превышает 35 %. Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав (ВИНК). Кроме того антимонопольная служба ведёт работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов.

Также ФАС России вышла с инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство. Предлагается сделать более низкие ставки акцизов на высококачественное топливо, чтобы мотивировать компании модернизировать свои производства, развивать нефтепереработку. Работа компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности, станет менее эффективной. Вторая инициатива – отказаться от разового повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах, вместо этого соотнести изменение налога с темпом инфляции.

В этом году ФАС России начала так называемую третью волну дел против ВИНК. В июле – августе 2011 года ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть» были признаны нарушившими антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в IV квартале 2010 – начале 2011 года (действия ООО «ЛУКОЙЛ» на оптовом рынке авиакеросина выделены в отдельное производство, их исследование продолжается). Прежде, в 2008-2009 гг., ФАС России рассмотрела «две волны» дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушении антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объём начисленных штрафов составил порядка 15 млрд. рублей. Всего за 2008-2009 гг. центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными управлениями рассмотрели более 260 подобных дел, наложено штрафов на сумму свыше 26 миллиардов рублей. В конце 2010 – 2011 году территориальным органами ФАС России возбуждено 76 «нефтяных» дел (в частности, Коми УФАС России возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на автомобильные бензины в декабре 2010 года на территории Республики Коми). Факт нарушения подтвердился в 29 случаях, по 30 делам рассмотрение продолжается, по 17 производство прекращено.

В июне 2011 года ФАС России возбудила дела в отношении ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» и Некоммерческого партнёрства «Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции». У антимонопольного ведомства есть вопросы к порядку определения биржами победителей торгов.

Региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС и используют неконкурентные схемы при реализации топлива. Например, реализуют бензин посредством цепочки перепродавцов, не ведущих хозяйственной деятельности, или  осуществляют поставки на внутренний рынок только через дочерние структуры, которые устанавливают и поддерживают цены на монопольно высоком уровне. ФАС России разработан план действий по защите прав мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов от действий ВИНК. Среди намеченных мер - внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж; подготовка поправок в административное законодательство об установлении штрафа за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн. рублей за один контракт; контроль за объёмами нефтепродуктов, поставляемых компаниями на внутренний рынок и экспорт и т.п.