Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 1 квартал 2018 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 1 квартал 2018 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

  1. Об указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее Указ).

Содействие развитию конкуренции объявлено приоритетом в деятельности Президента РФ, федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этой связи, в декабре прошлого года Президентом РФ подписан Указ, утверждающий Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее Национальный план).

В настоящее время в России сохранились

  • закон о естественных монополиях сдерживает переход естественных монополий в состояние конкуренции;
  • во многих потенциально конкурентных сферах частный бизнес отсутствует или недостаточен;
  • ГУПы и МУПы препятствуют развитию конкуренции.

Региональные аспекты экономики – экономика все больше похожа на административно-командную, а не конкурентную. Эту тенденцию нужно переломить. Весь потенциал развития экономики в рыночной экономике.

Картели – угроза национальной безопасности. В 2016 году ФАС России возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях. Из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году. 80% дел о картелях – сговоры на торгах (298 дел), что на 30% больше, чем в 2015 году. Картели стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам.

Ограничение конкуренции органами власти продолжает занимать большую долю антимонопольных дел:

  • Статистика по делам и предупреждениям:

в 2016 году – возбуждено 1005 дел; выдано 3444 предупреждения;

в 2017 году – возбуждено 428 дел; выдано 1456 предупреждения.

  • На 15% возросло количество дел (262 – в 2016 году) о сговорах с участием органов власти.

В связи с экономическими санкциями требуется принятие взвешенных мер по импортозамещению, необходима легализация параллельного импорта, цифровизация экономики (интеллектуальная собственность и информация управляют современными рынками).

В условиях внешних и внутренних вызовов резервы конкуренции в России задействованы недостаточно. Государственная политика по развитию конкуренции – ключевая основа государственной политики регулирования рыночной экономики.

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы является  документом стратегического планирования.

План выделяет три цели государственной политики:

  • повышение удовлетворенности потребителей,
  • повышение экономической эффективности и конкурентоспособности,
  • стабильный рост и развитие многоукладной экономики.

В соответствии с Национальным планом до 2020 года должно быть:

  • снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза;
  • увеличение доли госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
  • обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозсубъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу (за исключения сфер деятельности субъектов естественных монополий).

Приоритетные отрасли для развития конкуренции:

Здравоохранение: обеспечение взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий; снижение цен на лекарственные препараты и медицинские изделия, повышение их доступности для граждан.

Рынок социальных услуг: обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе.

Агропромышленный комплекс: снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений.

Дорожное строительство: декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Телекоммуникация: технологическая нейтральность; ликвидация роуминга.

Информационные технологии: повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий.

Жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение: сокращение доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых ГУПами и МУПами.

 Газоснабжение, нефть и нефтепродукты: переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ.

Транспортные услуги: развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок и связанных с ними услуг; комплексное развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта.

Промышленность: создание условий для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках.

Промышленность: создание условий для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения целей и решения задач должна быть создана нормативная база: принятие Федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов); реформирование естественных монополий; введение принудительного патента в целях охраны жизни и здоровья граждан; законодательное закрепление антимонопольного комплаенса; ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Для этого, Указ содержит поручения органам власти всех уровней.

 

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

В истекшем периоде 1 квартала 2018 года рассмотрено 19 заявлений граждан, хозяйствующих субъектов на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 10 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Основная масса заявлений поступает на действия хозяйствующих субъектов в области электроэнергетики, водоснабжения, а также по вопросам формирования стоимости цен на моторное топливо, авиабилеты.

В истекшем периоде 1 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 1 заявление на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1.-14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию, в сфере охранных услуг. Рассмотрено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 14.8 Закона о защите конкуренции) в сфере управления многоквартирными домами. Рассмотрение дел прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

 Возбуждены антимонопольные дела по признакам нарушения доминирующим хозяйствующим субъектом установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере теплоснабжения (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), по отказу оператора связи в доступе к инфраструктуре (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), а также дела по признакам заключения соглашения на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11  Федерального закона «О защите конкуренции»).

Коми УФАС России в истекшем периоде 1 квартала 2018 года наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства  в размере 97 225 885, 14 рублей.

Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.

  

  1. Государственный надзор в области рекламы.

За истекший период 1 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 9 обращений в сфере рекламного законодательства, 1 рекламное дело, 4 административных дела. Наложено штрафов на сумму 20 000 рублей. В отношении трех субъектов малого предпринимательства административный штраф заменен на предупреждение. Вынесено 2 представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Поступившие обращения касались, в том числе вопросов распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение,  недостоверной рекламы.

Коми УФАС России рассмотрено рекламное дело по части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение. Производство по делу прекращено, в связи с отсутствием нарушения рекламного законодательства в рассматриваемых действиях.

С 11.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 № 489-ФЗ в статью 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусматривалось, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.

Указанная норма уточнена следующим положением:                                                          «за   исключением случаев,  предусмотренных  частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи».

Статья 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дополнена частями 3.4, 3.5.

Так, согласно части 3.4 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в телепрограмме телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, дополнительная продолжительность совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» не может превышать пять процентов времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи.

Как следует из части 3.4 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в информационных и развлекательных телепередачах телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, дополнительная продолжительность совмещения рекламы с каждой такой телепередачей способом «бегущей строки» не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа сверх продолжительности рекламы в телепрограмме, предусмотренной частями 3 и 3.4 настоящей статьи.

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

Существенные изменения в практике применения антимонопольного управления в сфере контроля органов власти отсутствуют.

Примеры выявленных нарушений.

  1. Передача муниципального имущества в аренду без торгов.
  2. Заключение органом местного самоуправления договора управления многоквартирными домами без торгов.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

За истекший период 1 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 15 жалоб, проведено 4 внеплановые проверки, рассмотрено 27 административных дела, 5 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 108,2 тыс. руб.

 

Изменения Закона о контрактной системе

В Закон о контрактной системе внесены многочисленные изменения. Условно их можно разделить на 3 группы: вступившие в силу с 11.01.2018, вступающие в силу с 01.07.2018 и вступающие в силу с 01.01.2019. Остановимся на некоторых из них.

 

  1. Изменения, вступившие в силу с 11.01.2018

Пункт 1 части 1 статьи 33

Товарный знак разрешено указывать при описании объекта любой закупки (раньше можно было указывать только при закупке работ, услуг, при исполнении которых используется товар, поставка которого не является предметом контракта). Как и раньше, необходимо сопроводить товарный знак словосочетанием «или эквивалент» за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Статья 104 (РНП)

Изменился срок, в течение которого заказчик должен обратиться в антимонопольный орган для включения хозяйствующего субъекта в РНП в связи с уклонением последнего от заключения контракта. Теперь этот срок составляет 3 рабочих дня с даты признания победителя уклонившимся. Условие о заключении контракта с другим участником закупки признано утратившим силу.

  1. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018

К важной тенденции развития контрактной системы можно отнести долгожданный переход всех видов торгов по 44-ФЗ на электронную форму. Соответствующие изменения в Закон о контрактной системе вступят в силу с 01.07.2018, а обязанность проводить электронные процедуры вместо «бумажных» (к которым сейчас относятся запрос котировок, запрос предложений, конкурс) появится у заказчиков с 01.01.2019.

Статья 66

Изменятся требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе. Так, она должна будет содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной         системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Статья 69

Появится новое основание для признания второй части заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией - в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

  1. Изменения, вступающие в силу 01.01.2019

Право проводить электронные процедуры станет для заказчиков обязанностью.

С 01.01.2019 в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок. Регистрация в ЕИС участников будет проходить в электронной форме и бесплатно. Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке. Лица, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут участвовать в закупках только по 31.12.2019.

 

Важная информация для заказчиков, осуществляющих закупки лекарств

С 01.01.2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этом постановлении утверждены основные правила описания лекарственных средств, необходимых к поставке. Большинство правил аналогично позициям ФАС России, отраженным во множествах разъяснений на эту тему.

 

Важная информация для заказчиков - органов государственной власти

Заключать контракт на охрану объектов и имущества таких органов с подведомственными организациями Росгвардии не допускается по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то есть с единственным поставщиком - органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему учреждением.

Такая позиция обусловлена тем, что исключительные полномочия какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, не переданы. Товарный рынок соответствующих услуг в границах Российской Федерации является конкурентным, следовательно, закупка охранных услуг органами власти (какими именно см. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности») должна производиться конкурентными способами.

Исключение составляют только Прокуратура, Следственный Комитет и суды, объекты и имущество которых в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2017 № 239-р охраняют военизированные и сторожевые подразделения организаций, подведомственных Росгвардии.

Подробно об этом можно прочитать в письме ФАС России  от 13.10.2017 № ИА/70852/17.

За неверный способ определения поставщика предусмотрена административная ответственность в соответствии с частями 1, 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

По данному вопросу в Республике Коми уже сформировалась судебная практика. Так, Верховным судом республики оставлено в силе постановление Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу, касавшемуся заключения заказчиком - государственным органом контракта на охрану с единственным поставщиком (структурой Росгвардии), что противоречит пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

 

Важная информация для всех заказчиков

Изменился подход судов общей юрисдикции к рассмотрению определенной категории административных дел.

Так, субъектом административного правонарушения, касающегося утверждения закупочной документации с нарушениями Закона о контрактной системе (ч. 4.2 ст. 7.30КоАП РФ) будет являться должностное лицо, непосредственно утвердившее документацию, неважно входит ли в его обязанности ее разработка и вообще какие-либо полномочия по работе в контрактной системе.

 Указанное относится и к составам административных правонарушений, связанных с нарушениями при заключении контрактов - субъектом административного правонарушения будет должностное лицо, непосредственно заключившее (подписавшее) контракт, а не должностное лицо, обеспечившее его заключение (например, контрактный управляющий, работник контрактной службы).

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 18.07.2017 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют.

В 1 квартале 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 10 административный дел Наложено штрафов на сумму 120 000 руб.