Доклад к публичным обсуждениям

Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 4 квартал 2017 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

 

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

1.1. В 4 квартале 2017 года рассмотрено более 30 заявлений граждан, хозяйствующих субъектов на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 10 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Основная масса заявлений поступает на действия хозяйствующих субъектов в области теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения.

 В 4 квартале 2017 года Коми УФАС России рассмотрено 3 заявления на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе в сфере пассажирских перевозок и багажа.

Антимонопольным органом в 4 квартале 2017 года возбуждены антимонопольные дела по признакам нарушения доминирующим хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства в сфере газоснабжения (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), а также по признакам заключения соглашения на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11  Федерального закона «О защите конкуренции»).

В 4 квартале антимонопольным органом рассмотрено дело, возбуждённое по фактам имеющихся в действиях хозяйствующих субъектов признаков соглашения при проведении торгов. Решением Комиссии Коми УФАС России сговор подтверждён. Также было рассмотрено дело о нарушении доминантом установленного нормативными-правовыми актами порядка ценообразования в сфере водоснабжения, хозяйствующему субъекту выдано предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Коми УФАС России в 3 квартале 2017 года наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства  в размере 314 785 рублей.

По результатам обжалования в предыдущие периоды решений антимонопольного органа по ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в 4 квартале 2017 года законным признано 1 решение. По результатам обжалования в предыдущие периоды постановлений антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, в 4 квартале 2017 года законными признаны 2 постановления.

1.2. ФАС России Приказом № 1135/17 от 29.08.2017 утвердила методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Документ, вступил в силу 31 октября 2017 года, направлен на повышение прозрачности уровня платы за технологическое присоединение, рассчитываемого территориальными сетевыми организациями, для всех заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц

Документ создан в целях реализации Закона об электроэнергетике (ст.24), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 (п.87), и во исполнение постановления Правительства РФ от 24 декабря 2016 г. № 1476 (п.2).

Методические указания устанавливают порядок расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям в связи с установлением стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение, единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации.

 В методических указаниях предусмотрены:

- порядок расчета стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации;

- установление стандартизированной тарифной ставки С1 (руб. за одно присоединение) в разбивке по двум ставкам (ранее стандартизированная тарифная ставка утверждалась в (руб./кВт) в разбивке по четырем ставкам);

- предусмотрен расчёт стандартизированных тарифных ставок на строительство воздушных и кабельных линий электропередачи; пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов); трансформаторных подстанций (ТП); подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) на основании сводной информации, представленной территориальными сетевыми организациями, то есть фактических данных о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности всех построенных объектов и утверждение стандартизированных тарифных ставок в ценах периода регулирования.

Действовавшими ранее методическими указаниями предусматривалось утверждение стандартизированных тарифных ставок на строительство воздушных и кабельных линий электропередачи, а также на строительство подстанций в ценах 2001 и приведение к ценам регулируемого периода с применением индекса изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам, на квартал, предшествующий кварталу, в котором рассчитывается плата за технологическое присоединение.

 Данный Приказ ФАС России размещён в правовой системе Консультант Плюс.

Антимонопольная служба подготовила разъяснение, касающееся определения размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства. Оно обобщает существующие методики расчета убытков, сформировавшиеся как в российской, так и в зарубежной правоприменительной практике по спорам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства.

 Данные разъяснения могут использоваться в ходе рассмотрения дел о нарушении Закона о защите конкуренции (если речь идет о недопущении, ограничении, устранении конкуренции или ущемлении интересов предпринимателей или неопределенного круга потребителей). Положения документа также подходят для определения размера ущерба, причиненного нарушением антимонопольного законодательства, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (статьи 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ).

Кроме того, разъяснения могут помочь пострадавшим лицам в определении убытков при их взыскании в судебном порядке либо при урегулировании претензий без судебного разбирательства.

При этом разъяснения не ограничивают перечень допустимых методов определения убытков, носят информационно-рекомендательный характер и призваны помочь сделать более доступной информацию о разновидностях убытков, причиняемых нарушениями антимонопольного законодательства, и применимых методах оценки, расчета таких убытков.

Разъяснение ФАС России от 11.10.2017 № 11 размещено на сайте Коми УФАС России.

   

  1. Государственный надзор в области рекламы.

Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» отсутствуют.

В 4 квартале 2017 года Коми УФАС России рассмотрено 9 заявлений о нарушениях рекламного законодательства, 13 рекламных дел. По результатам рассмотрения дел о нарушениях рекламного законодательства Коми УФАС России в целях устранения нарушения законодательства о рекламе выдано 5 предписаний.

В 4 квартале 2017 года выявлялись следующие нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:

- распространение рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение;

-  использование в рекламе иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

- размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

Существенные изменения в практике применения антимонопольного управления в сфере контроля органов власти отсутствуют.

Примеры выявленных нарушений.

  1. Нарушение органом местного самоуправления порядка проведения аукциона на право аренды муниципального имущества. Принятие предложений участников, превышающих шаг аукциона, что привело к возможности антиконкурентного сговора участников торгов.
  2. Заключение органом местного самоуправления договора управления многоквартирными домами без торгов.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1. Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не произошли.

2. За истекший период 4 квартала 2017 года Коми УФАС России рассмотрено 40 жалоб, проведено 9 внеплановых проверок, рассмотрено 72 административных дела, 9 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 900 000 руб.

3. Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ с 06.08.2017 введена в действие статья 7.32.5 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Административным наказанием по данной статье является административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 7.32.5 КоАП РФ, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 вышеуказанной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Хозяйствующие субъекты все чаще обращаются в антимонопольный орган по вопросам несвоевременной оплаты по исполненным контрактам.

 Поэтому обращаем внимание заказчиков на эту новую статью КоАП РФ.

4. Примеры выявленных нарушений.

4.1. В Коми УФАС России обратился хозяйствующий субъект с жалобой в отношении МКП по электронному аукциону, предметом которого явился ремонт теплохода.

По результатам внеплановой проверки осуществления закупки Комиссией Коми УФАС России выявлено, что к участникам закупки незаконно предъявлено дополнительное требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, а именно о наличии свидетельства о праве собственности или ином законном основании на судоподъемное сооружение (СЛИП) с горизонтальным стапелем для стоянки и производства работ.

Указанное противоречит п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Нарушение помешало заявителю подать заявку на участие в аукционе и могло повлечь невозможность подачи заявки другими хозяйствующими субъектами.

В связи с изложенным, заказчику выдано предписание об аннулировании закупки.

4.2. В Коми УФАС России обратился хозяйствующий субъект с жалобой в отношении государственного заказчика по электронному аукциону, предметом которого явилось оказание услуг по монтажу системы видеонаблюдения.

Заявитель был не согласен с принятием решения о недопуске его заявки к участию в электронном аукционе.

Заявка была отклонена в связи с тем, что в данной заявке предоставлена недостоверная информация в отношении характеристик одной из видеокамер. По информации, полученной с официального сайта производителя, указанная модель не имеет аппаратный широкий динамический диапазон 120 дБ, а использует цифровую обработку изображения (так называемый D-WDR), не позволяющую получить необходимый Заказчику динамический диапазон.

Комиссия Коми УФАС России по результатам изучения первой части заявки заявителя пришла к выводу о соответствии указанной заявки требованиям документации об электронном аукционе. Довод заказчика о том, что информация, предоставленная на официальных сайтах производителей является подтверждением предоставления в заявках на участие в электронном аукционе недостоверной информации, не принят во внимание Комиссией Коми УФАС России, поскольку информация, предоставленная на официальных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не относится к официальным данным; характеристики товаров, указанные, в том числе, и на официальных сайтах производителей товара, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие производственной необходимости и иных обстоятельств.

Действия единой комиссии заказчика по недопуску заявки к участию в электронном аукционе признаны противоречащими Закону о контрактной системе.

В целях устранения допущенных нарушений единой комиссии выдано предписание об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 18.07.2017 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют.

В 4 квартале Коми УФАС России рассмотрено 17 административный дел о нарушениях 223-ФЗ. Наложено штрафов на сумму 310 000 руб.