Итоги контроля государственных закупок. Проблемные вопросы

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1. Закон о контрактной системе действует уже второй год. Давать оценку действующей контрактной системе преждевременно, поскольку в минувшем году Закон № 44–ФЗ работал не в полном объеме. Действовали только нормы в части определения поставщика. Механизмы, которые отличают Закон № 44– ФЗ от действующего ранее Закона № 94–ФЗ — планирование закупок, контроль исполнения контрактов, нормирование закупок по сути дела еще не заработали надлежащим образом.

Как известно, цель принятия закона о контрактной системе как раз заключалась в том, чтобы отрегулировать полную стадию закупок: начиная с этапа планирования и завершая не только приемкой результата исполнения контракта, но и оценкой эффективности достигнутого. Поэтому по окончанию 2014 года можно дать оценку только самим закупочным процедурам, насколько они выгодны, прозрачны, удобны для заказчиков и участников. А делать итоговый вывод о достижении цели или ряда целей, поставленных при принятии закона о контрактной системе, можно будет только по итогам 2015 года, когда мы увидим и сможем оценить результаты применения Закона № 44–ФЗ.

Планирование закупок будет осуществляться только с 2016 года. В части нормирования некоторые правовые акты Правительством РФ уже приняты, но они носят точечный характер: разработаны показатели для нормирования закупок автомобилей, мобильной связи.

Положительные моменты реализации нового закона связаны с общественным контролем. В рамках закона о контрактной системе все те начинания, которые формировались еще в рамках Закона № 94–ФЗ (общественное обсуждение закупок, участие в форумах) обрели юридическую силу. Сегодня механизм общественного контроля переходит в более профессиональную область. Общественные контролеры — не просто интересующиеся граждане, это люди которые говорят на профессиональном языке, знают нормы закона, знакомы с механизмами обжалования и защиты. Развитию общественного контроля большое внимание и поддержку оказывает государство. В настоящее время существует много программ по обучению общественных контролеров, в том числе и в ряде ведущих вузов страны. Этот механизм, пожалуй, наиболее реализованный по сравнению со всеми остальными, которые действуют в рамках Закона № 44–ФЗ.


2.  Сегодня в России наблюдается значительный рост (в стоимостном выражении) доли открытых конкурсов и конкурсов с ограниченным участием. Это связано с тем, что закупки строительных работ, которые в рамках Закона № 94–ФЗ осуществлялись исключительно в форме электронного аукциона, с учетом норм законодательства о контрактной системе осуществляются посредством открытого конкурса. Данный способ отличается тем, что устанавливает стандартные показатели и требования к участникам и позволяет заказчикам отбирать подрядчиков по субъективным неценовым критериям закупок.

ФАС выступила с предложением внести изменения в закон о контрактной системе в части перевода всех способов определения поставщика в электронный формат. Предложение было поддержано и 17 февраля в Государственной думе прошло первое чтение законопроекта, предусматривающего такие изменения. Это позволит оптимизировать закупочные процедуры и сократить затратную часть, сэкономить на бумаге, принтерах, печати, почтовых расходах и т. д.

 

3. Еще одной проблемой, связанной с применением положений Закона № 44–ФЗ, является уход госзаказчиков от его процедур через предоставление субсидий унитарным предприятиям.

С 2014 года все унитарные предприятия работают по 223–ФЗ. Это означает, что данные предприятия осуществляют закупки по утвержденному положению о закупках, которое они по сути сами для себя формируют. Чтобы облегчить себе жизнь — не проводить закупки по нормам закона о контрактной системе, заказчики представляют субсидии унитарным предприятиям и, по мнению ФАС России, это очень большая проблема, поскольку подобные схемы приводят к произвольному и неконтролируемому расходованию бюджетных средств. В данной части, по мнению ФАС России, необходимо распространить нормы Закона № 44–ФЗ на унитарные предприятия как минимум в части денежных средств, выделяемых в форме субсидий.

Законопроект о переводе с 1 июля 2015 года унитарных предприятий на нормы закона о контрактной системе был подготовлен и в настоящее время находится на доработке. Учитывая оставшееся до озвученной даты время закон, скорее всего, принят не будет. По дальнейшим срокам Правительством РФ окончательного решения также не принято. К тому же речь в законопроекте идет только о бюджетных инвестициях на капитальное строительство, а ФАС России говорит о субсидиях, которые выделяются не только на капстроительство, но и на любые другие цели. В ряде субъектов России зафиксированы факты, когда бюджетные средства выделяются в форме субсидий, в том числе и на закупку лекарственных средств, вывоз бытового мусора, что по мнению ФАС России  недопустимо и должно осуществляться только в рамках закона о контрактной системе. В этой части законопроекта пока нет, имеется только поручение проработать данный вопрос — насколько здесь требуется нормативно-правовое решение.

 

4. Приоритетное направление развития контрактной системы — создание единой информационной системы, каталога работ и услуг, формирование библиотеки типовых контрактов. Данные механизмы призваны унифицировать все закупочные процедуры и как следствие облегчить жизнь всем участникам закупочного процесса и, конечно, контролерам. Очень ждем появление библиотеки типовых контрактов. С одной стороны, когда заказчик будет видеть правила формирования закупки того или иного предмета, определения условий исполнения контракта — это приведет к снижению рисков нарушений при формировании проекта и условий соответствующего контракта. С другой — обеспечит единообразную практику, понятность и доступность условий контракта и его исполнения.

Сегодня мы имеем проблему, когда каждый заказчик формирует для себя документацию, устанавливает свои требования к исполнению контракта, к участникам закупки. Разработка каталога типовых контрактов позволит заказчику уже при выборе предмета закупки получить возможность знакомиться с документами, регулирующими соответствующую сферу, что на наш взгляд очень важно.

 

5. Отмена обязанности заказчика согласовывать заключение контракта повысила оперативность в сфере госзакупок, разгрузила контрольные органы.